Пункт коррекционно-педагогической помощи

                                                                                                                                                          

Основными направлениями деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи

Кленникской базовой школы в 2024/2025 учебном году являлись:

-повышение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей детей;

-обеспечение здоровьесберегающего процесса;

-совершенствование качества образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности при работе с детьми с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР);

-создание специальных условий при получении образования лицами с ОПФР;

-системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

 

Цели и задачи в текущем учебном году

Цель.

Создание условий для повышения качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, образовательными запросами общества.

Задачи.       

  1. Продолжить работу по созданию условий для формирования социальной успешности учащихся и воспитанников пункта коррекционно-педагогической помощи.
  2. Продолжить работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся и воспитанников пункта коррекционно-педагогической помощи.
  3. Усовершенствовать педагогическое мастерство учителя-дефектолога, учителей и воспитателей, работающих с детьми с особенностями психофизического развития, в формировании социальной успешности через компетентностный подход.
  4. Развивать конструктивное взаимодействие, профессиональную поддержку семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей и их безопасность.

 В 2024/2025 учебном году в ГУО «Кленникская базовая школа» в пункт коррекционно- педагогической помощи было зачислено 18.

Основные направления деятельности пункта

  коррекционно-педагогической помощи

Диагностическое направление

Для проведения обследования детей с общим недоразвитием речи имеются пособия Мазановой Е.В. в 4-х частях, в которых представлены методические рекомендации для проведения комплексного обследования речи детей по возрастам.

Для определения готовности ребенка к школе используются тесты, предложенные Поповой Д.А. «Готов ли ребенок к школе?» С помощью тестов легко определить уровень сформированности представлений ребенка об окружающем мире, его математических способностях, внимания, памяти, мышления.

Для оперативного обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется пособие Коноваленко В.В., в котором представлены: план обследования звукопроизношения, практический словесный и картинный материал для его проведения.

Для обследования чтения и письма имеется пособие Н.Н.Баль, И.А.Захарченя, в которое входят методические и практические материалы для обследования навыков чтения и письма.

Для обследования детей с различной речевой патологией имеется материал Зайцева Л.А., в котором даны схемы обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, заикающихся детей, обследование чтения и письма

Для обследования навыков чтения и письма по возрастам детей имеется систематизированный материал.

Для диагностики типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, имеется материал, в основе которого лежит издание книги «Как преодолеть трудности в обучении детей» под редакцией Ануфриева А.Ф., Костроминой С.Н.

Имеется диагностика словесно-логического и абстрактного мышления у детей в возрасте от 6 до 10 лет.

В практике используется следующие методики:

-методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины);

-стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене;

-методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру.

– методика «Логические задачи» и др.

Коррекционно-педагогическое направление

 С детьми после тщательного обследования и выявления причин нарушения, ведущего за собой расстройства и характер состояния устной и письменной речи, проведена работа по следующим направлениям:

  • развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия, умения дифференцировать звуки близкие по артикуляционному и фонематическому укладу устно и на письме;
  • устранение нарушений устной речи;
  • работа по развитию и уточнению зрительного восприятия, развитию памяти, внимания, тактильного восприятия;
  • систематические упражнения в письменной речи, практическое усвоение правильного построения предложений и небольших рассказов;
  • ликвидация пробелов в знаниях учащихся программного материала, усвоение которого зависит от умения четко анализировать звуковой и морфологический состав слова;
  • обогащение лексической и грамматической сторон речи с учетом программных требований;
  • развитию конкретных представлений об окружающем мире;
  • пополнение активного словаря, овладению наиболее простыми формами словообразования и словоизменения;
  • развитию связной речи;
  • овладению различными типами словосочетаний и предложений;

–  по взыванию звука в слогах, словах, предложениях и связных текстах;

  • дифференциации сложных акустических фонем.

Консультативно-просветительское направление

      Для включения родителей в коррекционно-педагогический процесс были проведены консультации для родителей.

         Использовалась такая форма работы как приглашение родителей на индивидуальные беседы, просмотр индивидуального занятия с ребёнком, осуществлялся открытый показ приёмов работы с дидактическим материалом на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Проведено консультирование родителей по созданию условий и организации проведения физических нагрузок дома (рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях подготовлены в виде листовок, брошюр).

                  Связь с администрацией школы осуществлялась через сообщение результатов обследования, согласование комплектования групп и расписания занятий; информирование о состоянии работы на пункте.

      Связь с учителями осуществлялась через беседы, выступления на МО, педсоветах, консультации и посещении уроков:

-посещались уроки учителей, а коррекционные занятия- учителями;

-сообщались результаты обследования, ознакомления с речевыми отклонениями детей учителей каждого класса;

-информирование учителей о продвижении детей на занятиях по коррекции чтения и письма, постановке и автоматизации звуков, развитию связной речи, коррекции психических процессов.

Организационное направление

Изучены нормативно-правовые документы по организации и осуществлению образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития.

Методическое направление

В предыдущие три года я работала над темой по самообразованию «Использование игр и игровых упражнений для формирования зрительной памяти у детей с ОПФР». Материал систематизирован и адаптирован на практике.

 В 2020 году мною выбрана тема по самообразованию «Использование игр и игровых упражнений для формирования слуховой памяти у детей с ОПФР».  Тема этой работы актуальна, так как одной из причин неуспеваемости детей на 1 ступени общего среднего образования и попадания их в категорию детей с трудностями в обучении, является нарушение памяти. Продолжительность работы – 2020-2025 гг.

Подготовительный и поисковый этапы пройдены. Определен объем продуктивности памяти у детей с трудностями в обучении; подобраны игры и игровые упражнения для формирования слуховой памяти у детей с ОПФР. Сейчас занимает значимую часть в работе внедрение игр и игровых упражнений для формирования слуховой памяти у детей с трудностями в обучении.

Могу предположить заранее, что использование специально подобранных, систематизированных и адаптированных игр и игровых упражнений, направленных на формирование слуховой памяти у детей с трудностями в обучении, позволит повысить учебную мотивацию, что будет способствовать эффективности усвоения программного материала, а также привитию навыков рационального запоминания и припоминания.

 

Интегрированное обучение

      Дефектолог и учителя школы работают строго по расписанию и по составленному календарно-тематическому планированию,  утвержденным директором школы. В основу планирования входит программа для детей с особенностями психофизического развития.

У каждой из категорий  учащихся с ОПФР имеются свои возможности в отношении овладения знаниями, умениями и навыками. Однако все категории таких детей овладевают знаниями с большими трудностями, чем нормально развиваю­щиеся дети.

На занятиях, проводимых на ПКПП  разрешаются коррекционные, образовательные и воспитатель­ные задачи. При этом важнейшей задачей каждого занятия, проводимого на ПКПП, является коррекция недостатков развития личности  ребенка, создание наиболее благоприятных условий для мобилизации и использования компенсаторных сил детей и возможностей их развития.

На занятиях развивается познавательная деятельность учащих­ся, формируются положительные качества их личности, осуще­ствляется подготовка учащихся к жизни, к общественно полез­ному труду.

Коррекционно-воспитательная работа  направлена на воспитание у них самостоятельности, активности, необходи­мых навыков и культуры труда. При этом большое внимание  уделяется   коррегированию  целого ряда личностных осо­бенностей, наличие которых обусловлено своеобразием эмоцио­нально-волевой сферы учащихся.

На коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности проводилась коррекция психических процессов. При этом, в этом учебном году, на занятия применялись информационные технологии, что дало  положительные результаты.

Коррекционно-воспитательная работа  направлена на воспитание у них самостоятельности, активности, необходи­мых навыков и культуры труда. При этом большое внимание  уделяется   коррегированию  целого ряда личностных осо­бенностей, наличие которых обусловлено своеобразием эмоцио­нально-волевой сферы учащихся.