Основными направлениями деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи
Кленникской базовой школы в 2024/2025 учебном году являлись:
-повышение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей детей;
-обеспечение здоровьесберегающего процесса;
-совершенствование качества образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности при работе с детьми с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР);
-создание специальных условий при получении образования лицами с ОПФР;
-системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.
Цели и задачи в текущем учебном году
Цель.
Создание условий для повышения качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, образовательными запросами общества.
Задачи.
- Продолжить работу по созданию условий для формирования социальной успешности учащихся и воспитанников пункта коррекционно-педагогической помощи.
- Продолжить работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся и воспитанников пункта коррекционно-педагогической помощи.
- Усовершенствовать педагогическое мастерство учителя-дефектолога, учителей и воспитателей, работающих с детьми с особенностями психофизического развития, в формировании социальной успешности через компетентностный подход.
- Развивать конструктивное взаимодействие, профессиональную поддержку семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей и их безопасность.
В 2024/2025 учебном году в ГУО «Кленникская базовая школа» в пункт коррекционно- педагогической помощи было зачислено 18.
Основные направления деятельности пункта
коррекционно-педагогической помощи
Диагностическое направление
Для проведения обследования детей с общим недоразвитием речи имеются пособия Мазановой Е.В. в 4-х частях, в которых представлены методические рекомендации для проведения комплексного обследования речи детей по возрастам.
Для определения готовности ребенка к школе используются тесты, предложенные Поповой Д.А. «Готов ли ребенок к школе?» С помощью тестов легко определить уровень сформированности представлений ребенка об окружающем мире, его математических способностях, внимания, памяти, мышления.
Для оперативного обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется пособие Коноваленко В.В., в котором представлены: план обследования звукопроизношения, практический словесный и картинный материал для его проведения.
Для обследования чтения и письма имеется пособие Н.Н.Баль, И.А.Захарченя, в которое входят методические и практические материалы для обследования навыков чтения и письма.
Для обследования детей с различной речевой патологией имеется материал Зайцева Л.А., в котором даны схемы обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, заикающихся детей, обследование чтения и письма
Для обследования навыков чтения и письма по возрастам детей имеется систематизированный материал.
Для диагностики типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, имеется материал, в основе которого лежит издание книги «Как преодолеть трудности в обучении детей» под редакцией Ануфриева А.Ф., Костроминой С.Н.
Имеется диагностика словесно-логического и абстрактного мышления у детей в возрасте от 6 до 10 лет.
В практике используется следующие методики:
-методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины);
-стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене;
-методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру.
– методика «Логические задачи» и др.
Коррекционно-педагогическое направление
С детьми после тщательного обследования и выявления причин нарушения, ведущего за собой расстройства и характер состояния устной и письменной речи, проведена работа по следующим направлениям:
- развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия, умения дифференцировать звуки близкие по артикуляционному и фонематическому укладу устно и на письме;
- устранение нарушений устной речи;
- работа по развитию и уточнению зрительного восприятия, развитию памяти, внимания, тактильного восприятия;
- систематические упражнения в письменной речи, практическое усвоение правильного построения предложений и небольших рассказов;
- ликвидация пробелов в знаниях учащихся программного материала, усвоение которого зависит от умения четко анализировать звуковой и морфологический состав слова;
- обогащение лексической и грамматической сторон речи с учетом программных требований;
- развитию конкретных представлений об окружающем мире;
- пополнение активного словаря, овладению наиболее простыми формами словообразования и словоизменения;
- развитию связной речи;
- овладению различными типами словосочетаний и предложений;
– по взыванию звука в слогах, словах, предложениях и связных текстах;
- дифференциации сложных акустических фонем.
Консультативно-просветительское направление
Для включения родителей в коррекционно-педагогический процесс были проведены консультации для родителей.
Использовалась такая форма работы как приглашение родителей на индивидуальные беседы, просмотр индивидуального занятия с ребёнком, осуществлялся открытый показ приёмов работы с дидактическим материалом на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Проведено консультирование родителей по созданию условий и организации проведения физических нагрузок дома (рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях подготовлены в виде листовок, брошюр).
Связь с администрацией школы осуществлялась через сообщение результатов обследования, согласование комплектования групп и расписания занятий; информирование о состоянии работы на пункте.
Связь с учителями осуществлялась через беседы, выступления на МО, педсоветах, консультации и посещении уроков:
-посещались уроки учителей, а коррекционные занятия- учителями;
-сообщались результаты обследования, ознакомления с речевыми отклонениями детей учителей каждого класса;
-информирование учителей о продвижении детей на занятиях по коррекции чтения и письма, постановке и автоматизации звуков, развитию связной речи, коррекции психических процессов.
Организационное направление
Изучены нормативно-правовые документы по организации и осуществлению образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития.
Методическое направление
В предыдущие три года я работала над темой по самообразованию «Использование игр и игровых упражнений для формирования зрительной памяти у детей с ОПФР». Материал систематизирован и адаптирован на практике.
В 2020 году мною выбрана тема по самообразованию «Использование игр и игровых упражнений для формирования слуховой памяти у детей с ОПФР». Тема этой работы актуальна, так как одной из причин неуспеваемости детей на 1 ступени общего среднего образования и попадания их в категорию детей с трудностями в обучении, является нарушение памяти. Продолжительность работы – 2020-2025 гг.
Подготовительный и поисковый этапы пройдены. Определен объем продуктивности памяти у детей с трудностями в обучении; подобраны игры и игровые упражнения для формирования слуховой памяти у детей с ОПФР. Сейчас занимает значимую часть в работе внедрение игр и игровых упражнений для формирования слуховой памяти у детей с трудностями в обучении.
Могу предположить заранее, что использование специально подобранных, систематизированных и адаптированных игр и игровых упражнений, направленных на формирование слуховой памяти у детей с трудностями в обучении, позволит повысить учебную мотивацию, что будет способствовать эффективности усвоения программного материала, а также привитию навыков рационального запоминания и припоминания.
Интегрированное обучение
Дефектолог и учителя школы работают строго по расписанию и по составленному календарно-тематическому планированию, утвержденным директором школы. В основу планирования входит программа для детей с особенностями психофизического развития.
У каждой из категорий учащихся с ОПФР имеются свои возможности в отношении овладения знаниями, умениями и навыками. Однако все категории таких детей овладевают знаниями с большими трудностями, чем нормально развивающиеся дети.
На занятиях, проводимых на ПКПП разрешаются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. При этом важнейшей задачей каждого занятия, проводимого на ПКПП, является коррекция недостатков развития личности ребенка, создание наиболее благоприятных условий для мобилизации и использования компенсаторных сил детей и возможностей их развития.
На занятиях развивается познавательная деятельность учащихся, формируются положительные качества их личности, осуществляется подготовка учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на воспитание у них самостоятельности, активности, необходимых навыков и культуры труда. При этом большое внимание уделяется коррегированию целого ряда личностных особенностей, наличие которых обусловлено своеобразием эмоционально-волевой сферы учащихся.
На коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности проводилась коррекция психических процессов. При этом, в этом учебном году, на занятия применялись информационные технологии, что дало положительные результаты.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на воспитание у них самостоятельности, активности, необходимых навыков и культуры труда. При этом большое внимание уделяется коррегированию целого ряда личностных особенностей, наличие которых обусловлено своеобразием эмоционально-волевой сферы учащихся.