Рекомендации

Развитие памяти и внимания на основе  рисунков-ассоциаций

Этапы речевого развития детей

Рекомендации родителям 

 

Данная консультация для родителей по проблеме коррекции аутистических нарушений ребенка опирается на методику сенсорной интеграции и стимуляции, а также направлена на коррекцию поведения ребенка, устранения тревожности, страха, на укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

Автор разработки консультации-презентации «Об аутизме для родителей: новые подходы и действенные методы»: Минич Дина Александровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Уважение и искренняя любовь родителей в сочетании  

 с   педагогическим мастерством учителя –

вот  ключ к воспитанию и развитию личности.

                      В.А.Сухомлинский

Аутизм впервые описан Лео Каннером в 1943 г. Основным признаком аутизма является нару­шение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде все­го с людьми. Согласно МКБ-10, аутизм – это своеобразное нарушение психологического развития, которое обычно проявляется в первые 30 мес. жизни. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных кон­тактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избега­ют также телесных контактов, отстраняются от ласки близ­ких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое.В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем заболевании» как синдром раннего детского аутизма. Поэтому на сегодняшний день консультация для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра актуальна и значима (слайд 4).

Характерные особенности детей с ранним детским аутизмом:

  • Неуместный смех или хихиканье;
  • Отсутствие чувства опасности;
  • Пониженная чувствительность к боли;
  • Избегают объятия;
  • Необычные и однообразные игры;
  • Избегают контакта глазами;
  • Предпочитают одиночество;
  • Трудности в выражении потребностей, могут использовать жесты;
  • Необычная привязанность к предметам;
  • Настаивают на однообразии;
  • Повторение чужих слов и фраз;
  • Повышенная реакция на звуки или отсутствие реакции;
  • Вращение предметов или вращение на месте;
  • Трудности в общении с другими людьми;
  • Гиперактивность или гипоактивность;
  • Не общаются со сверстниками;
  • Не откликаются на имя;
  • Ходят на носочках и трясут руками

Группа риска:

  • Родные братья и сестры детей с аутизмом;
  • Дети, чьи матери во время беременности переболели краснухой;
  • Дети отцов старше 40 лет;
  • Дети матерей, страдающих ожирением;
  • Дети, растущие в неблагоприятной экологической обстановке.

Рекомендация 1. Личная гигиена – залог здоровья!

Родители, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыкам, должны устранить все раздражители, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения. Постепенное и доброжелательное обу­чение малыша гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначи­тельные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять в него чувство уверенности. Особенно родителям следует быть терпеливыми при вос­питании у малыша навыков опрятности. Если ребенок длительное время не может овладеть гигиени­ческими навыками, не может пользоваться туалетом, не ругай­те его. Будьте терпеливы и спокойны, когда меняете его одеж­ду, но не прекращайте своих действий по воспитанию у него этих навыков (слайд 7).

Рекомендация 2. Организация питания

При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важ­но соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда. Родителям следует знать, что аутичного ребенка может пу­гать вид новой пищи, поэтому все новые блюда необходимо пред­лагать крайне осторожно, ставя их вначале подальше от ребен­ка. Взрослые же с аппетитом и комментариями «Ах, как вкусно!» едят эту пищу. Постепенно и у ребенка появится любопыт­ство, и он осторожно попробует ее. Следите за тем, чтобы во время приема пищи ребенок с каж­дым днем становился все более и более самостоятельным, осваи­вал бы все новые и новые навыки.

Рекомендация 3. Мне нужна твоя помощь

Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготов­лении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Для аутичного ребенка очень полезно, если в доме есть какие-либо живот­ные: кошка, собака, черепаха, птицы, рыбки. Ребенка следует научить заботиться о них.

Рекомендация 4. Заниматься нам не лень каждый час и каждый день!

Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных заня­тиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики, изобразительной деятельности. В про­цессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обога­щают жизненный опыт, организуют его произвольную деятель­ность. В воспитании семье может помочь психолог, педагог-дефектолог. В большинстве случаев воспитание и обучение ребен­ка необходимо сочетать со специальным медикаментозным лечением.

Рекомендация 5. Игра поможет заслужить доверие

Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. Отсюда вытекает необходимость проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Механизм проведения игр должен быть направлен на привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Родителям необходимо постоянно подключаться к деятельности ребёнка, привлекать внимание ребёнка, заинтересовывать его, использовать максимально возможные игровые и сенсорные раздражители. Занятия могут проходить в песочнице, на качелях, внутри туннеля или тканевого домика, чтобы потом ребёнок САМ захотел контакта и инициировал его. При этом нет жёстко контроля и прекращений стереотипий ребёнка, а, наоборот, родители используют их, подключаются к ним, немного изменяя ракурс. Нажим или побуждение к действию недопустимы. На занятии темп и вид деятельности, задаёт всегда ребёнок, а взрослый только следует за ним, направляя и корректируя уже выбранное ребёнком действие. Если необходимо занятие за столом, то ребёнка постепенно нужно приучать к знакам, дающим сигнал к началу занятия за столом. Каждое коррекционное занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Порядок действий усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки. Например, для обозначения еды – карточка с тарелкой, сна – рисунок кровати. Кроме слов педагог (мама) показывают ребёнку карточки. Ребёнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки .

 Рекомендация 6. Развитие речи через коммуникацию

     Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается ко взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Родители постоянно должны называть четко все предметы, на которые обращает внимание ребенок.

Памятка. На заметку родителям!

  • Аутизм – это не болезнь!
  • Дети-аутисты – особые дети, зачастую очень одаренные.
  • Не стоит стесняться такого ребенка!
  • Поддерживайте своего ребенка и дарите ему свою любовь.
  • Наблюдение и осмотр ребенка должен проводиться в условиях, максимально приближенных к привычным, так как стресс может исказить диагностическую картину.
  • Таблеток от аутизма не существует, они всего лишь купируют симптомы.
  • Ранняя диагностика аутизма проблематична, так как задержки в развитии могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития.
  • Положительные результаты достигаются применением целого ряда методик.
  • Если один или несколько симптомов проявляются в раннем возрасте у детей из группы риска, следует начать коррекцию, не дожидаясь трех лет.
  • Чем раньше начнется коррекция, тем эффективнее результат!
  • Психотерапевтическая работа с ребенком и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, устранения тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

        Список использованных источников

  1. https://www.babykrd.ru/expecting-parents/recommendations-for-parents-raising-a-child-with-autism Режим доступа: 26.12.2021

                                                                                                      

 

Памятка. На заметку родителям!

  • Аутизм – это не болезнь!
  • Дети-аутисты – особые дети, зачастую очень одаренные.
  • Не стоит стесняться такого ребенка!
  • Поддерживайте своего ребенка и дарите ему свою любовь.
  • Наблюдение и осмотр ребенка должен проводиться в условиях, максимально приближенных к привычным, так как стресс может исказить диагностическую картину.
  • Таблеток от аутизма не существует, они всего лишь купируют симптомы.
  • Ранняя диагностика аутизма проблематична, так как задержки в развитии могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития.
  • Положительные результаты достигаются применением целого ряда методик.
  • Если один или несколько симптомов проявляются в раннем возрасте у детей из группы риска, следует начать коррекцию, не дожидаясь трех лет.
  • Чем раньше начнется коррекция, тем эффективнее результат!
  • Психотерапевтическая работа с ребенком и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, устранения тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.