Экзамены 2024

ВЫПУСКНІКУ 2024 ГОДА

Завяршэнне навучальнага года

У адпаведнасці з часткай другой пункта 2 артыкула 150 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі

вучэбныя заняткі заканчваюцца 31 мая 2024 г., для вучняў
IX і XI класаў 24 мая 2024 г.

2023/2024 навучальны год завяршаецца 31 жніўня 2024 г.

Экзамены 2023/2024 навучальнага года

Экзамены 2024 (1)

Пералік і формы правядзення выпускных экзаменаў

/З пастановы Міністэрства Рэспублікі Беларусь ад 14.08.2023 № 263
«Аб пераліку вучэбных прадметаў, па якіх праводзяцца выніковыя іспыты, відах, формах і тэрмінах правядзення выніковых іспытаў ў 2023/2024 навучальным годзе »/

Па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені
агульнай сярэдняй адукацыі выпускныя экзамены праводзяцца па наступных вучэбных прадметах:

«Беларуская мова» – пераказ ў пісьмовай форме;

«Руская мова» – пераказ ў пісьмовай форме;

«Матэматыка»кантрольная работа ў пісьмовай форме;

“Гісторыя Беларусі” – па білетах у вуснай форме.

 

Выпускныя экзамены

па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі праводзяцца ў перыяд

з 03 па 10 чэрвеня 2024 года

 

ТЭЛЕФОНЫ ГАРАЧАЙ ЛІНІІ

50-931 – Н.І. Мініч дырэктар Клянніцкай базавай школы

50929 – І.А. Лявонава намеснік дырэктара Клянніцкай базавай школы

26-750 – Н.Б. Казлоўская намеснік начальніка ўпраўлення па адукацыі, спорту і турызму Смалявіцкага райвыканкама

8 017-500-42-26  галоўнае ўпраўленне па адукацыі Мінскага аблвыканкама

 

Для выпускников 9 классов установлены итоговые испытания в виде выпускного экзамена по учебным предметам:

  • «Белорусский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Русский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
  • «История Беларуси» – по билетам в устной форме.

Основные сроки проведения с 3 по 10 июня 2024 г., иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г.

Рекомендации  учащимся  по подготовке к письменному экзамену по русскому и белорусскому языкам

Подготовку  к письменному экзамену по  языку ( изложение) необходимо проводить систематически, в течение всего учебного года.

Успех на экзамене зависит от уровня овладения программным материалом, от умения  применять знания, полученные на протяжении всего курса обучения, на практике.

В соответствии с требованиями по подготовке и проведению экзамена необходимо помнить и выполнять следующие рекомендации:

1. Накануне экзамена повторить основные орфографические и пунктуационные правила в целях предупреждения различного рода ошибок.

2. Знать основные требования к написанию изложения.

3. Ознакомиться с дополнительной литературой, адресованной выпускникам и абитуриентам.

Памятка для учащихся по подготовке к экзамену по истории Беларуси

  1. Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
  2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в  течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
  4. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и  на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.
  5. Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.
  6. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
  7. Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» идо.
  8. К экзамену лучше готовиться с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, СДАЮЩИХ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

1. Начинайте готовиться к экзаменам заранее — за месяц-два до окончания учебного года, ежедневно уделяя этому занятию от получаса до нескольких часов.

2. Заблаговременно составьте план подготовки к экзаменам и следуйте этому плану.

3. Готовясь к устным экзаменам, старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.

4. Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную, Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать.

5. Старайтесь не допускать мыслей о провале на экзамене, неверия в свои силы, а также состояний беспокойства и тревоги. Для того чтобы избавиться от навязчивых страхов и мыслей о провале нужно сосредоточиться на положительном образе, предварительно построив его. Так, после пробуждения утром и перед засыпанием вечером, а также один или несколько раз днем сосредоточьтесь и вообразите себя в обстановке заданного экзамена. Постарайтесь в воображении увидеть и почувствовать доброжелательных, приветливых экзаменаторов, добрых и уверенных одноклассников, себя в состоянии спокойствия, комфорта, полной уверенности, собранности и энергии. Воспроизводя этот образ, делайте его каждый раз все более ярким и жизненным, И каждый раз сознательно или случайно вспоминая об экзамене, старайтесь переживать по этому поводу только положительные состояния, заложенные в вышеописанный мыслеобраз.

6. Для успешной сдачи экзаменов, как и для выполнения любого ответственного дела необходимо обладать большим потенциалом энергии. Когда потенциал энергии большой, то человек чувствует бодрость, внутреннюю легкость и раскрепощенность, живость, собранность, желание действовать, прилагать усилия, терпеливость и выносливость. Чтобы в процессе подготовки к экзаменам энергетический потенциал не понизился, а, может быть, даже возрос, необходимо соблюдать некоторые правила: а) хорошо высыпаться, особенно в ночь перед экзаменом — для этого стараться ложиться спать не позже двенадцати ночи и вставать не позже девяти утра; б) учебные занятия чередовать с физическими упражнениями, прогулками, работой, играми на свежем воздухе; в) избегать ссор, конфликтов, выяснения отношений и других стрессов; г) не злоупотреблять жирной, мясной, мучной и сладкой пищей, также крепким чаем, кофе, а особенно табаком и алкоголем.

7. Не поддавайтесь искушению осуществлять подготовку к экзамену на речке, озере, в лесу или в поле, загорая, потому что в непривычных условиях качество подготовки будет гораздо ниже обычного.

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

Целевое направление: гарантии, права, обязанности

Вопросы к вступительным экзаменам по учебным предметам по целевым договорам

Что такое целевое направление?

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.

Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов. Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.

Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.

Для кого предназначено целевое направление?

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е. брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность. Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Мы планируем предусмотреть возможность целевой подготовки специалистов с высшим образованием по отдельным востребованным экономикой специальностям для организаций независимо от места их нахождения. Сегодня целевое направление могут давать организации, находящиеся исключительно в определенных населенных пунктах. В то же время мы наблюдаем тенденцию, когда даже в областных городах не хватает специалистов того или иного профиля.Игорь Карпенко, министр образования Беларуси

Как получить целевое направление?

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

Сколько мест выделяется на целевиков?

Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% – для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% – для всех остальных. Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять. Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.

Можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию, а участвовать в общем конкурсе.

К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.Много целевых мест выделяют медицинские колледжи и университеты

Сколько отрабатывать по целевому направлению?

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух. В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

Причины не отрабатывать по целевому направлению

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Стоит ли брать целевое направление?

Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом. Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой. Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.

Кто имеет право на получение целевого направления на педагогические специальности?

Целевое направление позволяет бесплатно получить среднее специальное и высшее образование, предусматривает первоочередное право на полу­чение койко-места в общежитии, выплату стипендии и, что самое важное, гарантированное тру­доустройство после окончания обучения. Целевая подготовка дает большие преимущества при поступлении в ВУЗы и ССУЗы по сравнению с поступающими на общих основаниях, так как фактически гарантирует поступ­ление с баллами, которые часто значительно ниже проходных. Договор о целевой подготовке – это документ, который подписы­вается тремя сторонами: абиту­риентом, организацией-заказчиком и учреждением образования. Отбор абитуриентов для посту­пления на условиях целевой под­готовки осуществляется из числа выпускников учреждений об­разования, проживающих в Ре­спублике Беларусь в населенных пунктах с численностью населе­ния менее 20 тысяч человек, насе­ленных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах. Абитуриент, изъявивший жела­ние обучаться на условиях целе­вой подготовки, должен иметь в аттестате по профильным пред­метам вступительных испыта­ний отметки не ниже 6 баллов. При заключении целевого до­говора абитуриент участвует в отдельном конкурсе на целевые места, выделенные району. Так, например, в прошлом году при поступлении в ССУЗ конкурс был 3 человека на место.

Срок подачи заявок на обучение

на условиях целевой подготовки – до 1 апреля.